Четверг, 09.02.2023, 04:56
Приветствую Вас, Гость

Рекомендации родителям по подготовке

ребенка к жизни в детском саду

 

Принятию решения отдать ребенка в детский сад, как правило, предшествуют раздумья, тревоги родителей: «Как он адаптируется к новым условиям, к новым людям? А вдруг он будет часто болеть, страдать от разлуки и постоянно плакать? Сможет ли он высказать воспитателю свои потребности, как сам справится с гигиеническими процедурами?...?» Все эти сомнения, тревоги родителей вполне оправданны, ребенка к общественному воспитанию надо заранее готовить.

Одной из самых больших трудностей для детей, поступивших впервые в детское учреждение, является установление контакта с новыми взрослыми и сверстниками, то есть проблемы общения с незнакомыми людьми. Неплохо было бы, чтобы ребенок, вступая в контакт с соседями, мамами других малышей на прогулках, в гостях, выполнял какое-нибудь поручение матери, сам обращался к ним с просьбами, делился с ними чем-то, просил их помочь в чем-то. Это разовьет у малыша навыки общения, умения обращаться с просьбами, сформирует уверенность в вербальных возможностях выражать свои желания не только близким, но и посторонним.

Не менее важным моментом в психологической подготовке ребенка к детскому саду является развитие у него навыков взаимодействия со своими сверстниками.

Важно организовать общение: гостевые встречи, совместные прогулки, совместные игры во дворе.

Готовя ребенка к детскому саду, матери необходимо оценить его культурно-гигиенические навыки, умения в самообслуживании. Это чрезвычайно важно не только потому, что у взрослых в детском саду на руках будет много детей, но и потому, что отсутствие у ребенка навыков самообслуживания - дополнительный фактор риска для его здоровья. Кроме того, отсутствие умений привести свое тело в порядок психологически стрессовое состояние для ребенка. Поэтому в подготовке малышей к детскому саду следует особое внимание уделить развитию у них навыков самообслуживания, помочь ему стать автономным, самостоятельным в умывании, одевании, в приеме пищи, пользовании туалетом.

Особого разговора требует подготовка ребенка к коллективному пользованию игрушками. Игрушек в детском саду много и разных, но они принадлежат всем, а не одному кому-то. Часто у малышей в группе наблюдаются две крайности: одни все считают своим, отвечают агрессией на попытки взять у них часть игрушек, а другие дети ходят по группе ни к чему не прикасаясь, для них все предметы в группе чужие. И первая форма поведения, и вторая могут отрицательно сказываться на адаптации детей к детскому саду. Надо учить детей просить игрушку, благодарить за нее, вступать, делиться, уметь договариваться на совместное пользование.

Еще один важный момент - постепенное приучение к соблюдению ребенком определенного распорядка в жизни, приближенного к будущему режиму детского сада. С режимом детского сада родителям следует познакомиться за несколько недель и постепенно приучать ребенка к нему п домашних условиях.

Можно посоветовать родителям заранее установить контакт с педагогами группы, водить иногда ребенка на участок и в группу, познакомить с детьми, рассказывать о жизни в детском саду.

Самим родителям нужно получить максимум информации о работе ДОУ. чтобы непроизвольно собственную тревогу и опасения не проектировать на своего ребенка.

Снять чрезмерное напряжение и тревогу матери поможет:

- Полная ориентировка родителей во всей жизнедеятельности детей в группе, знакомство со всеми помещениями группы, знание всех требований, которые могут быть предъявлены ее ребенку.

- Установление доверительных отношений с сотрудниками ДОУ, ознакомление их с некоторыми индивидуальными особенностями и привычками ребенка.

- Знакомство с другими родителями группы, общение и совместная ^сдельность с ними по оказанию помощи детскому саду.

 

Несколько рекомендаций о том, как организовать первые дни посещения ребенком ДОУ:

- не оставлять в первые дни ребенка в детском саду надолго,

- не передавать в руки воспитателя плачущего малыша, а остаться с ним в группе до тех пор, пока он не успокоится, договориться с ним о том, что за ним скоро придут.

- надо дать ребенку понять, что он любим, что разлука с близкими это временно), тогда он успокоится и начнет жить в детском саду интересной жизнью, уверившись, что вечером за ним обязательно придут самые родные и близкие люди.

 

Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребенка к ДОУ

 

Как вести себя с ребенком:

  • показать ребенку его новый статус (он стал большим);

  • не оставлять ребенка в детском саду на длительное время в первые дни;

  • обратить внимание на положительный климат в семье;

  • следует снизить нервно-психическую нагрузку;

  • сообщить заинтересованным специалистам о личностных особенностях ребенка, специфике режимных моментов;

- при выраженных невротических реакциях не посещать учреждение несколько дней.

 

Как не надо вести себя с ребенком:

  • отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;

  • не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребенка;

  • препятствовать контактам с другими детьми;

  • увеличивать нагрузку на нервную систему;

  • одевать ребенка не по сезону;

  • конфликтовать дома, наказывать ребенка за капризы.

 

Вопросник для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни (А. Фромм)

 

  1. Легко ли рассмешить вашего ребенка?

  2. Как часто он капризничает (нормативно реже 1-2 раза в неделю)?

  3. Ложиться ли ребенок спать спокойно?

  4. Все ли ест Ваш ребенок, в достаточном количестве, не капризничая?

  5. Есть ли у ребенка друзья, с которыми он охотно играет?

  6. Всегда ли нужно присматривать за Вашим ребенком?

  7. Нет ли у Вашего ребенка привычек: сосать большой палец, хныкать, много и подолгу фантазировать?

  8. Можете ли вы оставить своего ребенка одного, не опасаясь, что он расплачется?

  9. Хорошо ли Ваш ребенок ведет себя со сверстниками, нуждается ли в особом присмотре?

  10.  Нет ли у ребенка каких-либо незначительных страхов?

 

Если на поставленные вопросы получено более половины отрицательных ответов, необходимо обратиться к специалисту.

 

Опросник является эффективным средством для выявления проблем в адаптации для детей в возрасте до 3-хлет. От 3 до 6 лет он носит вспомогательный характер.